Лоховоды Инвестинг Ком Вас обманули!? Сообщите об этом нам и мы расскажем об этом всем!!! Пишите мне на почту: [email protected]
Чат - Напишите нам!
Вам пришло новое сообщение.
Сожалеем, но специалист в данный момент отсутствует, в связи с этим очень просим Вас указать свой е-майл в форме связи ниже.
Специалист [ИМЯ] сейчас уже здесь …
Оператор [ИМЯ] - на связи
Специалист обслужит Вас в течении четырех минут.
Напишите пожалуйста свой e-mail в форме связи ниже, для того чтобы мы могли с Вами связаться.
Ваша контактная информация доставлена, скоро с Вами свяжутся - ДЕНЕГ НЕ ПЕРЕДАВАЙТЕ !!!
Напишите пожалуйста свой e-mail в форме связи ниже, для того чтобы мы могли с Вами связаться.

Крах банковской системы России откладывается

Центробанк спасет вкладчиковЦентробанк спасет вкладчиков
20 мая три коммерческих банка — «Транспортный», «ПроБанк» и «Бумеранг» — лишились своих лицензий в соответствии с решением ЦБ РФ. Суммарно на депозитах физических лиц в этих банках находилось около 43 млрд рублей, 41 из которых приходился на «Транспортный». Этот раунд «расчистки» банковского сектора Центробанком может привести к крупнейшему страховому случаю — если, конечно, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) вовремя найдет нужные для компенсации средства.

Само по себе это событие не является уникальным: только за прошлый год ЦБ отозвал лицензии у 79 банков, а АСВ выплатило населению порядка 190 млрд рублей компенсации. Однако на этот раз денег в страховом фонде может банально не хватить. По подсчетам «Ведомостей», на сегодняшний день в нем осталось порядка 42,3 млрд рублей свободных средств. В Агентстве называют сумму в 69 млрд, но не раскрывают долю средств, уже зарезервированных на предстоящие выплаты, которая, по-видимому, достигает 27 млрд рублей.

При этом следует учитывать, что потенциальное истощение фонда страхования вкладов само тоже застраховано: в любой момент АСВ может получить финансовую поддержку Центробанка. Кроме того, все банки, участвующие в системе страхования вкладов, обязаны осуществлять ежеквартальный взнос, рассчитываемый исходя из среднего размера депозита в той или иной кредитной организации, и в следующий раз фонд пополнится как раз в конце мая.

«С точки зрения восполняемости фонда здесь действительно нет никаких проблем. Существует соглашение с ЦБ, и, если возникает проблема, регулятор предоставляет АСВ долгосрочный кредит», — объясняет директор банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. С ним соглашается и Василий Якимкин, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС: «Дефолт АСВ точно не случится. Просто его обязательства на свой баланс возьмет ЦБ и будет финансировать их из своих резервов».

Дефолт АСБ не грозитДефолт АСБ не грозит

Сэкономить средства АСВ также позволит тот факт, что в полном объеме 43 млрд рублей вкладов вряд ли будут компенсированы. Во-первых, люди кладут на депозит суммы (более 1,4 млн рублей), которые не покрываются страхованием вкладов. Во-вторых, существуют валютные вклады, компенсации по которым выплачиваются в рублях по текущему курсу, что может повлечь за собой некоторые трудности при конвертации.

«Рубль девальвировался, по валютным вкладам платят большую компенсацию, но максимальная планка все равно остается. Именно поэтому в прошлом году приняли решение удвоить страховую сумму (до декабря прошлого года под страхование попадали вклады до 700 000 рублей. — А. Х.)», — говорит Солодков. Для решения этой проблемы банки должны выплачивать определенную часть своих взносов в АСВ в валюте, полагает эксперт, чтобы вкладчики получали страховое возмещение в исходном виде.

В целом, по мнению экспертов, система страхования банковских вкладов в России работает достаточно эффективно. Проблема в другом, считает Солодков: система страхования, как и банковская система в целом, не должна быть основана на деньгах Центробанка: «Точно так же фондирование банков не должно держаться на, по сути, напечатанных деньгах, как это происходит сейчас. Это означает, что банк не выполняет функции финансового посредника, не собирает свободные средства и не реинвестирует их, а просто приходит в ЦБ».

Банки с государственным участием имеют целый ряд преимуществБанки с государственным участием имеют целый ряд преимуществ

При такой структуре банки с государственным участием имеют подавляющее преимущество перед остальными игроками. В результате у коммерческих банков остается единственный способ привлечения депозитов населения: более высокая процентная ставка. «Естественно, люди пытаются заработать и несут туда свои деньги. Это в любом случае лучше, чем класть сбережения в стеклянную банку — так они хотя бы на экономику работают», — замечает Солодков. А уж контролировать риски и назначать санкции за нарушение нормативов — задача государственных регуляторов.

«Ситуация с банком «Транспортный» была ужасной. Достаточность капитала у него была абсолютно мизерная, я давно такого не видел (достаточность капитала отражает соотношение собственных средств и активов банка; у «Транспортного» на момент отзыва лицензии — 2%. — А. Х.). И это при международных нормах в 10—11%. Банк увеличил процентную ставку, и люди понесли туда деньги: за первый квартал «Транспортный» смог увеличить объем депозитов населения практически вдвое — с 21 млрд до 41 млрд рублей. Тем более что банк находился в первой сотне крупнейших — он выглядел довольно надежно. При этом в ЦБ молчали, хотя должны были бить в колокола», — удивляется Якимкин.

Достаточность капитала у банка ТранспортнЫй были критична малаДостаточность капитала у банка ТранспортнЫй были критична мала

«Если вы один раз заболели, то второй раз вам лучше запретить получать страховку? Тем более что вкладчик, как правило, не способен точно оценить устойчивость банка», — замечает Солодков. В качестве примера эксперт приводит два случая: поглощение Банка Москвы банком ВТБ, а также историю с банкротством Lehman Brothers. В обеих ситуациях действовали «квалифицированные вкладчики»: банк ВТБ, регуляторы ЦБ и ФРС, крупные аудиторские компании, но качественно оценить риски не удалось никому. «Что в таком случае может сделать пенсионер?»

Помимо ограниченных возможностей вкладчика, такого рода инициативы однозначно негативно скажутся на экономике, считает Якимкин. «Сейчас в российских банках более 16 трлн рублей на банковских вкладах. Если власти последуют советам Грефа, то у клиентов останется единственный выход: изымать свои деньги из банков. Так может утечь достаточно крупная сумма: скажем, порядка 5 трлн рублей, что вызовет кризис во всей банковской системе».

Глава Сберанка предложил выплачивать страховку по вкладам единиождыГлава Сберанка предложил выплачивать страховку по вкладам единиожды

Снятые деньги население вряд ли сочтет надежным хранить в рублях при годовой инфляции в 16%. Следовательно, произойдет конвертация средств в валюту, что фактически означает утечку капитала из России в размере 100 млрд долларов. «Изъяли 5 трлн, да еще и профинансировали США. Возникает вопрос: на кого работает Греф? » — иронизирует Якимкин.

Если же ограничить возможности кредитных организаций по привлечению пассивов, на рынке останутся одни госбанки, полагает Солодков. «Здесь существует простой рыночный инструмент: чем выше у банка ставка по вкладам, тем крупнее должен быть его взнос в АСВ». Якимкин также предлагает обратить внимание на зарубежный опыт страхования банковских вкладов: в Австрии и на Кипре объем возмещений ограничивается 100 000 евро, в США — 100 000 долларов.

Неизвестно, повлияет ли как-то ограниченность средств в фонде АСВ на темпы отзыва Центробанком лицензий у коммерческих банков. «В России очень много фиктивных банков, буквально каждая вторая корпорация стремилась создать собственную кредитную организацию. Поэтому если оптимизировать рынок, то его еще нужно сокращать в разы», — утверждает Якимкин. Другой вопрос, что вместо более привычного сценария с отзывом лицензии продуктивнее было бы использовать процедуру слияния и поглощения. Крупные банки могут действовать более эффективно: «Если бы Сбербанк увеличил свою капитализацию раз в девять, он мог бы составить конкуренцию GP Morgan на международном уровне».

В банковской системе России всё ещё длится переходный периодВ банковской системе России всё ещё длится переходный период

Количество игроков на рынке далеко не всегда напрямую отражает уровень конкуренции, убежден эксперт: «В Германии очень мощная экономика, при этом там эффективно действуют 80 крупных банков, а в России — все 800, и конкуренция ни к черту. В банковской системе у нас еще длится переходный период. Впереди еще много десятков лет эволюции».

Солодков, со своей стороны, призывает не нагнетать обстановку: «Лицензии отзывают по разным причинам: банкротство может быть рыночным, из-за неэффективного управления, а может быть криминальным. В любом случае, инициативы Грефа и весь этот шум о нехватке средств в АСВ в период экономического кризиса могут привести к тому, что население просто потеряет доверие к банкам.

Источник

Novaya Gazeta Ru - Новая Газета Ру